Новости

09 Июня 2018

Нарядные детки и взволнованные родители постепенно заполняли красиво оформленный музыкальный зал – в центре «Содействие» праздник – выпускной.

30 Мая 2018

На завершающем педагогическом совете в центре «Содействие» подведены итоги конкурса «Педагог года 2017/2018».

В конкурсе принимали участие все педагоги Центра, деятельность которых на протяжении всего учебного года оценивалась по нескольким направлениям: открытые занятия, опубликованные материалы или статьи в различных изданиях, а также публичная передача своего профессионального опыта коллегам.

30 Мая 2018

Педагоги центра «Содействие» прошли аттестацию на соответствие занимаемой должности.

Что нужно знать родителям о профилактике нарушений письма у детей

Главная / Новости / Что нужно знать родителям о профилактике нарушений письма у детей
08.05.2018

     Почему у ребенка снова и снова глупые ошибки при письме? Он пишет «как курица лапой» и испытывает отвращение к родному языку?

Все чаще от логопедов можно услышать слово «дисграфия». Что же это такое?

Дисграфия - это не приговор. На самом деле дисграфия - неприятное, но исправимое нарушение. Оно проявляется в специфических и стойких ошибках, связанных с несформированностью или нарушением психологических функций, которые обеспечивают процесс письма.

    При дисграфии родителям приходится видеть самые невероятные ошибки: пропуски букв, слогов, и замены букв (например, Б на Д) и перестановки их местами. А также недописывание слов, слитное написание предлогов, отсутствие точек и заглавных букв. Часто бывает так, что и сам ребенок не понимает, что он написал. К такому ребенку нужен особый подход.

      Исправление дисграфии - задача логопеда. Опытный специалист справится за год – два систематической работы. Но ведь так не хочется нагружать ребенка дополнительными походами к логопеду! Поэтому проблему лучше всего предупредить. Зная причины, которые приводят к дисграфии, родители смогут не пропустить этого важного «врага» в жизнь ребенка.

Советы родителям:

  1. Держите руку «на пульсе» развития малыша: вовремя показывайте ребенка специалистам - логопеду, психологу, нейропсихологу. Много занимайтесь с малышом. Будьте вовлечены в процесс образования в детском саду и в школе.
  2. Консультируйтесь с логопедом каждые 2 года жизни ребенка: в 2 года, в 4 года и 6 лет. Почти все нарушения звукопроизношения имеют неприятную особенность отражаться на письме. Если ребенок заменяет звук «З» на «С» когда говорит, то при письме слов, с этими буквами он будет делать ошибки. Если получилось так, что в дошкольном детстве исправить все звуки не удалось, тогда обязательно продолжайте занятия с логопедом в начальной школе.
  3. Пока ваш ребенок в 4-5 лет обучается чтению, начинайте готовить его руку к письму. Соблюдайте при этом главные правила: сначала давайте малышу бумагу крупного формата. Чтобы его рука совершала движения по большой амплитуде. В 3 года пусть пишет и рисует на большой доске мелками или красками на больших кусках обоев. В 4 года можно предложить рабочую тетрадь с крупными элементами букв. И только в 6 лет переводите ребенка на начертания печатных букв в тетради в крупную клетку. Писать надо только карандашом: так укрепляются мышцы руки и в тетрадке всегда чистота, так как можно стереть ошибку. В 5-6 лет детям очень нравиться выжигать, делать поделки из глины, используя детский гончарный круг, и из других материалов. Хорошо, что сейчас доступны разнообразные наборы для детского творчества. Все эти забавы помогут развивать пальчики и зрительно- моторную координацию.

Чтобы малыш научился писать, как взрослый, должны сначала созреть его мозговые структуры, имеющие отношение к письму и чтению. Ребенок должен быть готов овладеть этими умениями прежде всего психологически. А это дело времени и его индивидуальных способностей.

     4.Не торопите малыша при обучении чтению и письму.

Иногда беглое чтение дошкольника приводит к дисграфии в школе: рука не успевает за мыслью. Притормаживайте ребенка и помните, что беглое чтение до школы не так важно, как понимание читаемого.

      5. Не надо ставить руку для письма до школы (обучать написанию прописных букв).

Многие специалисты полагают, что учить писать дошкольника надо сразу с прописных букв. Большинству детей сложно осваивать написание элементов прописей. Особенно трудно дается наклон, соединение, размещение букв на строке. Нарушение внимания, оптико – пространственной ориентации, задержка моторного развития – вот далеко не полный перечень противопоказаний для овладения письмом в прописях до 6-7 лет. Нервная система ребенка еще не готова воспринимать множество элементов прописных букв. Кроме этого, при поступлении в первый класс ребенок может столкнуться с иной методикой обучения письму. Совсем не такой к которой он привык. Ломать навык всегда труднее, чем его формировать. 

Если уж так случилось, что дисграфии избежать не удалось, то придется набраться терпения и поискать логопеда. Начиная со второго класса, приступайте к систематическим занятиям с логопедом. Даже если этот дефект выявили не сразу, не затягивайте с этой проблемой, не опускайте руки.

Что почитать родителям по данной проблеме:

- Н. Федотова «Готовим руку к письму»;

- Н. Пятибратова «Учусь читать и писать»;

- Н. Садовникова «Преодоление дисграфии и дислексии».

Где маме поучиться: Бесплатные вебинары для родителей, в том числе и по дисграфии: «Дефектология.проф» www.defectologiya.pro

         Статью подготовила Т.В. Южакова, учитель-логопед ГКУ СО «ЦППМСП «Содействие».

Обратная связь