Новости

09 Июня 2018

Нарядные детки и взволнованные родители постепенно заполняли красиво оформленный музыкальный зал – в центре «Содействие» праздник – выпускной.

30 Мая 2018

На завершающем педагогическом совете в центре «Содействие» подведены итоги конкурса «Педагог года 2017/2018».

В конкурсе принимали участие все педагоги Центра, деятельность которых на протяжении всего учебного года оценивалась по нескольким направлениям: открытые занятия, опубликованные материалы или статьи в различных изданиях, а также публичная передача своего профессионального опыта коллегам.

30 Мая 2018

Педагоги центра «Содействие» прошли аттестацию на соответствие занимаемой должности.

Советы родителям от учителя-логопеда центра "Содействие" Татьяны Южаковой

Главная / Новости / Советы родителям от учителя-логопеда центра "Содействие" Татьяны Южаковой
28.02.2018

В центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Содействие» работают профессиональные специалисты, которые в работе с детьми используют различные комплексные коррекционные методики и практические наработки. Учитель-логопед Татьяна Владимировна Южакова на своих занятиях широко применяет логоритмику. Что это такое, как можно использовать логоритмику в повседневной жизни и когда молодым родителям нужно не задумываться о развитии речи своего малыша, а начинать развивать его речь, – на эти и другие часто задаваемые вопросы родителей, ответила Татьяна Владимировна Южакова.  

- С какого возраста нужно заботиться о речевом развитии ребенка?

- Ребенок не говорит. Ребенок говорит плохо. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних уже тревожит то, что малыш к году говорит лишь два-три слова. Другие спокойны, несмотря на то, что трехлетний ребенок не может составить простейшую фразу. Многие родители считают, что со временем их ребенок догонит сверстников, заговорит сам.

И очень ошибаются. Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребенка. Не позволяет ему полноценно общаться, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребенка. Однако если вовремя помочь ребенку, постоянно использовать все способы развития, активизации речи, эти серьезные проблемы можно успешно решить.

Заботится о своевременном развитии ребенка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения.

- Есть ли взаимосвязь между развитием двигательных способностей и речевым развитием ребенка?

- Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение движений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка и нижней челюсти. Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук (мелкой моторики).

С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи и ритм дыхания, развиваются речевой слух и речевая память.

- Какая методика является эффективной для развития речевого и двигательного развития ребенка?

- Наиболее эффективным средством развития речи, психической и моторной сферы детей, являются занятия логопедической ритмикой. Логопедическая ритмика – это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.

  Логопедическая ритмика является неотъемлемой частью логопедической методики и является одной из эффективных реабилитационных методик в системе комплексного психолого-педагогического, логопедического и лечебно-оздоровительного воздействия на детей с речевыми расстройствами. Особая методика логоритмических упражнений включает в себя воздействие на слух, память, речь и эмоции ребенка с помощью слова, ритма и музыки. Основа логоритмики - игра (пальчиковая, артикуляционная, музыкально-ритмическая, коммуникативная). Детям предлагаются все виды логоритмических игр и упражнений.  Если родители сопровождают речью любое ритмичное действие ребенка, это тоже элемент логоритмики в сочетании с какой-либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение.

- Кому будут полезны занятия логоритмикой?

- Логоритмика в первую очередь полезна детям:

  • с заиканием или с наследственной предрасположенностью к нему;
  • с быстрой/медленной или прерывистой речью;
  • с дизартрией, задержками развития речи, нарушениями произношения отдельных звуков;
  • с недостаточно развитой моторикой и координацией движений; при недостатках костно – мышечной системы;
  •  часто болеющим и ослабленным;
  •  находящимся в периоде интенсивного формирования речи (в среднем это возраст от 2,5 до 4 лет);
  • синдроме гиперактивности;
  • задержке психического развития.

 

- Какие виды упражнений используют на занятиях логоритмикой?

- Это такие виды упражнений как:

  • ходьба с изменением направления и перестроением
  • артикуляционная гимнастика
  • мимическая гимнастика
  • самомассаж
  • игра на игрушечных музыкальных инструментах
  • имитация живых и неживых предметов, действий
  • пропевание гласных звуков, слогов, словосочетаний
  • отстукивание и отхлопывание ритма и д.р.

 

- Что развивает у детей логоритмика?

- Логоритмические занятия выполняют несколько функций: выполняют мышечную релаксацию, ослабляют эмоциональное напряжение, снимают умственную перегрузку, активизируют речевую деятельность.

Сочетание трех компонентов логоритмики (слово, ритм и музыка) позволяет развить у детей:

  1. слуховое внимание, восприятие и память;
  2. фонематический слух;
  3. правильное дыхание и звукопроизношение;
  4. тембровый, ритмический, мелодический, динамический слух;
  5. общую и мелкую моторику;
  6. координацию и умение ориентироваться в пространстве;
  7. умение красиво, выразительно, ритмично двигаться под музыку;
  8. коммуникативность и эмоциональность;
  9. сморегуляцию и самоконтроль.

 

   Таким образом, методами логоритмики можно в доступной и интересной форме развивать у детей общие речевые навыки и двигательные способности,
а также  можно решить и некоторые психологические задачи. Например, сформировать у ребенка умение слушать, быть внимательным, воспринимать, запоминать и воспроизводить ранее пройденный материал.

- С какого возраста лучше заниматься логоритмикой?

- Начинать заниматься логоритмикой можно с самого рождения ребенка. Чаще всего молодые родители даже не подозревают о том, что, укладывая малыша спать, качая его и напевая при этом любую песенку, они занимаются с ребенком логоритмикой. Если родители сопровождают речью любое ритмичное действие ребенка, это тоже элемент логоритмики. Рассказывая знаменитые «Ладушки» или другое детское стихотворение, родители стараются не только эмоционально передать содержание текста, но, и добавляют мимику, пантомимику, различные выразительные средства. Для малышей очень важен телесный контакт, когда родители проводят пальцем по его ладошке со словами: «Сорока, сорока…», они закладывают у него фундамент представлений о ритме речи и о тактильно-кинестетическом восприятии. Поэтому очень важно играть с ребенком раннего возраста в такие игры, которые сочетают в себе проговаривание и тактильный контакт.

- Используют ли сотрудники центра логопедическую ритмику в системе комплексной коррекционной работы?

- Логоритмические упражнения применяются логопедом в системе индивидуальных и подгрупповых занятий для коррекции дыхания, звукопроизношения, развития просодической стороны речи, развития мелкой и общей моторики, фонематического восприятия.

    Комплексные занятия, для формирования речевой активности с детьми 3-4 лет, которые проводят музыкальный руководитель и логопед центра «Содействие», включают в себя логоритмические, музыкально-дидактические, коммуникативные игры, которые позволяют улучшить координацию движений, содействуют нормализации речевой функции, развитию психических процессов. Знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет лучше активизировать речь и одновременно все виды памяти (слуховую, двигательную и зрительную). Логоритмические приемы работы позволяют детям глубже погрузиться в игровую ситуацию, создать благоприятную атмосферу усвоения изучаемого материала и развития творческих способностей.

 

Обратная связь